ШАХМАТЫ

 

Муниципальное автономное образовательное учреждение                                       дополнительного образования детей

 

«Детско-юношеская спортивная школа № 8» г. Улан-Удэ

 

 

 

Дополнительная предпрофессиональная

 

программа по шахматам

 

 

 

ЭТАП Начальной подготовки

 

первого года

 

 

 

ПРОГРАММА  РАЗРАБОТАНА  НА  ОСНОВЕ

 

ФЕДЕРАЛЬНОГО СТАНДАРТА СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

 

ПО ВИДУ СПОРТА ШАХМАТЫ

 

 

 

срок реализации программы – 1 год

 

 

 

СОСТАВИТЕЛИ:ТРЕНЕРЫ-ПРЕПОДАВАТЕЛИ

 

БАЛЬЖИНИМАЕВА Д.Е.

 

САДЫКОВ А.Р.

 

ЦЫРЕННИМАЕВ Ж.В.

 

 

 

 

 

 

 

2014 г.

 

г. Улан-Удэ

 

Пояснительная записка

 

Дополнительная предпрофессиональная программа этапа начальной подготовки первого года по шахматам составлена на основе Проекта Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта шахматы, разработанный ФГБУФНЦ ВНИИФК на основании Приказа МинспортаРоссии от 24 декабря 2012 г. № 513 «Об утверждении Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральный научный центр физической культуры и спорта» государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», а также на основании Федерального закона от 14.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», с учетом многолетнего передового опыта работы по подготовке юных шахматистов.

 

 

 

Характеристика вида спорта

 

        Шахматы являются одним из популярных видов спорта во всем мире. Шахматы – это не просто вид спорта. Это увлекательный досуг, тонкий расчет, замечательная тренировка памяти и умения рассчитать игру на несколько ходов вперед, мастерство предвидеть ходы соперника. Шахматы обладают огромными возможностями для развития познавательной активности человека. Обучение шахматам содействует не только достижению должного уровня шахматной подготовки, но и формированию критичности мышления и объективности самооценки, развитию способности планировать собственные действия. В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать ее и делать логические выводы. Занятия шахматами способствует повышению уровня интеллектуального развития детей, умению концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени. Шахматы – это и железная выдержка, упорство, умение владеть собой и своими нервами,  воспитание трудолюбия и воли к победе. Каждый шахматист при соответствующей подготовке может приобрести спортивные качества, которые позволяют ему добиться высших для его индивидуальных возможностей достижений.

 

Шахматы объединяют людей. Не зря ведь девизом Международной шахматной федерации стал лозунг «Мы все – одна семья».

 

 

 

Отличительные особенности и специфика организации тренировочного процесса

 

Спортивную деятельность шахматиста обычно ассоциируют с умственной работой, имеющей яркую эмоциональную окраску. Шахматы, как вид соревновательной деятельности относятся, согласно Л.П. Матвееву, в общей классификации к группе абстрактно-игровых видов спорта, исход состязаний в которых в решающей мере определяется не двигательной активностью спортсмена, а абстрактно-логическим обыгрыванием соперника. Эта особенность шахмат, несомненно, оказывает определенное влияние и на систему подготовки, в которой в отличие от других видов спорта центральное место занимает профессиональная шахматная подготовка, а физическая подготовка решает лишь задачи общего характера, например, развитие общей выносливости.

 

Процесс шахматной тренировки состоит из общей и специальной подготовки, которые взаимосвязаны друг с другом. Общая подготовка направлена, прежде всего, на всестороннее шахматное образование и развитие необходимых качеств шахматиста-спортсмена. Специальная подготовка шахматиста осуществляется в непосредственной связи с овладением и совершенствованием мастерства на базе уже приобретенных навыков и умений общей подготовки.

 

Вид спорта шахматы включает в себя следующие дисциплины: классические шахматы (классика), быстрые шахматы (рапид), блиц. Подготовка шахматистов различной квалификации к соревнованиям проводится круглогодично – в подготовительном и соревновательном периодах, а также после соревнований. В подготовку во время соревнований следует включать:

 

1) построение тактического плана борьбы в зависимости от турнирного положения и подмеченных сильных и слабых сторон противника;

 

2) уточнение в выборе дебютных схем к каждому противнику;

 

3) четкое соблюдение гигиенического режима;

 

4) физзарядку, прогулки, занятия спортом;

 

5) отдых.

 

        Учебный материал программы излагается для этапа начальной подготовки первого года.

 

         Программа учитывает основополагающие принципы спортивной подготовки шахматистов, результаты научных исследований и передовой спортивной практики.

 

Принцип комплектности предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса (теоретической, психологической и физической подготовки, педагогического контроля).

 

Принцип преемственности определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения и соответствие его требованиям этапов спортивной подготовки с учетом преемственности задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок.

 

Принцип вариативности предусматривает, в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальные способности спортсменов, вариативность программного материала для практических занятий, характеризующуюся разнообразием средств и методов тренировки, направленных на решение определенных задач подготовки.

 

Цель программы– развитие творческих способностей детей через приобщение их к шахматной игре.

 

Указанная цель программы достигается через решение следующих задач:

 

Обучающие:

 

·         привитие учащимся интереса к занятиям шахматами;

 

·         овладение элементарными основами шахматной игры;

 

·         ознакомление с основными тактическими идеями и приемами;

 

·         получение первоначальных знаний по истории шахмат;

 

·          приобретение первого опыта участия в соревнованиях и начальных навыков в качестве ассистента судей и тренеров.

 

Развивающие:

 

  • развивать логическое мышление, творческое мышление, образное мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности;
  • формировать навыки запоминания;
  • расширять представления об окружающем мире.

 

Воспитывающие:

 

  • бережно относиться к окружающим, стремиться к развитию личностных качеств;
  • прививать навыки самодисциплины;
  • сохранять выдержку, критическое отношение к себе и сопернику;
  • способствовать воспитанию волевых качеств, самосовершенствования и самооценки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ

 

Продолжительность этапа начальной подготовки – 1 год.

 

Возраст  – 6 - 9 лет.

 

Минимальное количество занимающихся в группе – 10 человек.

 

        Соотношение объемов тренировочного процесса по видам спортивной

 

подготовки на этапе начальной подготовки  первого года (%):

 

·         общая физическая подготовка – 15

 

·         психологическая подготовка – 10

 

·         техническая подготовка – 30

 

·         тактическая подготовка – 25

 

·         участие в соревнованиях, тренерская и судейская практика – 20

 

Планируемые показатели соревновательной деятельности (диапазон  количества соревнований:

 

·         контрольные – 3-4

 

·         отборочные – нет

 

·         основные – нет

 

 

 

         Нормативыобщей физической и специальной физической подготовки для зачисления в группы начальной подготовки

 

 

 

Ключевые компетенции для зачисления в группы на этапе начальной подготовки

 

Развиваемое качество

Контрольные упражнения (тесты)

 

Мальчики

Девочки

 

1.Ценностно-смысловые компетенции

+

+

2.Общекультурные компетенции

+

+

3.Учебно-познавательные компетенции

+

+

4.Информационные компетенции

+

+

5.Коммуникативные компетенции

+

+

6.Социально-трудовые компетенции

+

+

7.Компетенции личностного самосовершенствования

+

+

 

 

 

 

 

 

 

         Организация тренировочного процесса

 

         Комплектование учебных групп, организация учебно-тренировочных занятий проведение воспитательной работы с обучающимися осуществляется администрацией и методическим советом в соответствии с Уставом Детско-юношеской спортивной школы  № 8 г. Улан-Удэ. Учебные группы комплектуются из числа наиболее способных к занятиям шахматами детей, подростков и отвечающих требованиям по уровню спортивной подготовленности данному этапу. Зачисление и перевод на этапы подготовки, начиная с этапа начальной подготовки второго года обучения, осуществляется на основании сдачи обучающимися контрольно-переводных нормативов. В отдельных случаях учащиеся, не отвечающие соответствующим требованиям, могут быть зачислены в учебную группу в порядке исключения по решению методического совета при условии, что эти учащиеся имеют потенциал, позволяющий достичь требуемого уровня спортивной подготовки в течение учебного года. В случаи, если спортсмен имеет более высокий разряд, чем члены его учебной группы, и успешно справляется с тренировочными нагрузками, он может быть переведен на следующий год обучения с согласия методического совета. Состав групп формируется из обучающихся примерно одного уровня спортивной подготовленности с разницей по возрасту не более 5-ти лет. Возраст обучающихся на момент зачисления должен быть не менее 6 лет.

 

Программа рассчитана на систематические занятия в группе начальной подготовки  на протяжении 42 недель в течение учебного года и 10 недель самостоятельных занятий во время летних каникул.

 

Количество часов в неделю – 6

 

Количество тренировок в неделю – 3

 

Общее количество часов в год – 312

 

Общее количество тренировок  в год – 156

 

Допуски к соревнованиям осуществляются на основе проведения медицинского

 

контроля не реже одного раза в год.

 

 

 

            Оборудование и спортивный инвентарь, необходимый для прохождения спортивной подготовки

 

1.      кабинет для шахмат, подготовленный к учебному процессу в соответствии с требованиями и нормами САНПиНа;

 

2.      комплекты шахмат – 5 шт;

 

3.      шахматные часы – 5 шт;

 

4.      демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур;

 

5.      шахматные программы для ПК (информационно-поисковые, игровые системы, обучающие программы);

 

6.      стол для руководителя;

 

7.      столы и стулья для учащихся;

 

8.      рабочие тетради для записи;

 

9.      дидактический материал (диаграммы с заданиямипо различным темам, пакеты контрольных работ);

 

10.  судейские и организационные документы

 

(турнирные таблицы, протоколы, карточки участников);

 

11.  шахматная литература (учебники, задачники, периодика и др.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

Рекомендации по проведению тренировочных занятий

 

Многолетние наблюдения и анализ индивидуальных графиков роста спортивного мастерства шахматистов показывают, что: норматив КМС первый раз выполняется в 14-16 лет и спортсмены имеют, как правило, стаж занятий 7-10 лет; норматив мастера спорта в 19-21 год при стаже занятий 12-14 лет. Наиболее талантливые шахматисты, те которые становятся гроссмейстерами и в последствии входят в 100 лучших шахматистов мира, показывают более стремительный график роста мастерства. Достижение разряда КМС к 10 годам при стаже занятий около 5 лет. Мастером спорта в 14-15 лет, при стаже занятий 9-10 лет; гроссмейстером в 16-18 лет при стаже занятий 11-14 лет. И процесс омоложения продолжается - уже не редкость достижения гроссмейстерского уровня в 14 лет. Максимальных результатов шахматисты достигают в наше время в возрасте 18-25 лет. Оптимальный возраст для первого ознакомления с шахматами 5 лет. Оптимальный возраст для начала систематических занятий шахматами 7-9 лет. Многолетнюю подготовку от новичка до мастера целесообразно рассматривать как единый процесс, подчиняющийся определенным закономерностям с учетом возрастных возможностей и который осуществляется на основе следующих методических положений:

 

·         строгая преемственность задач, средств и методов тренировки детей, подростков,

 

юниоров и взрослых спортсменов;

 

·         неуклонное возрастание объема средств общей и специальной шахматной

 

подготовки, соотношение между которыми постепенно изменяется: из года в год увеличивается удельный вес объема специальной шахматной (по отношению к общему объему тренировочных нагрузок) и соответственно уменьшается удельный вес ОФП;

 

·          непрерывное совершенствование спортивной техники;

 

·         неуклонное соблюдение принципа постепенности применения тренировочных и

 

соревновательных нагрузок в процессе многолетней тренировки юных спортсменов;

 

·         правильное планирование тренировочных и соревновательных нагрузок, принимая

 

во внимание периоды полового созревания;

 

·         тренировочные занятия в первые годы занятий (на этапе НП) не должны быть

 

ориентированы на достижение высокого спортивного результата;

 

·         необходимо соблюдать рациональный режим тренировок и обучения в

 

хорошую организацию врачебно-педагогического контроля над состоянием здоровья юных спортсменов;

 

·         надежной основой успехов юных шахматистов является развитие

 

интеллектуальных задатков: памяти, произвольного внимания, творческого воображения, логического мышления, способности анализировать и делать выводы, планировать, принимать решения и предвидеть результаты принятых решений.

 

·         осуществление как одновременного развития интеллектуальных качеств

 

спортсменов шахматистов на всех этапах спортивной подготовки, так и преимущественного развития отдельных интеллектуальных качеств в наиболее благоприятные возрастные периоды.

 

Система спортивной подготовки представляет собой организацию регулярных тренировочных занятий и соревнований. На протяжении многих лет тренировок юные спортсмены должны овладеть техникой, тактикой и стратегией шахматной игры, приобрести опыт и специальные знания, улучшить моральные и волевые качества

 

 

 

Основными формами проведения учебно-тренировочной работы являются:

 

·         групповые теоретические занятия в виде бесед, лекций по темам, изложенным в программе;

 

·         практические занятия и тренировки в соответствии с требованиями программы для каждой группы по расписанию, утвержденному директором  ДЮСШ № 8;

 

·          индивидуальные занятия в соответствии с планами и заданиями, установленными для шахматистов;

 

·         участие шахматистов в спортивных соревнованиях и восстановительных мероприятиях;

 

·         участие в учебно-тренировочных сборах, спортивно-оздоровительных лагерях;

 

·         инструкторская и судейская практика;

 

·         тестирование и контроль.

 

 

 

Программный материал для практических занятий на начальном этапе подготовки

 

 

 

  Подготовка проводится в форме бесед, лекций. Учебный материал распределяется на весь период обучения. При проведении теоретических занятий следует учитывать возраст занимающихся и излагать материал в доступной форме. В зависимости от конкретных условий работы в план можно вносит коррективы.

 

Физическая культура и спорт в России

 

Понятие о физической культуре.

 

Шахматные правила. Судейство и организация соревнований

 

Правила шахматной игры. Первоначальные понятия. Нотация. Турнирная дисциплина, правило «тронул – ходи», требования записи турнирной партии.

 

Инструкторская и судейская практика.

 

Исторический обзор развития шахмат

 

Происхождение шахмат. Легенда о радже и мудреце. Распространение шахмат на Востоке.

 

Проникновение шахмат в Европу. Реформа шахмат. Шахматные трактаты. Запрет шахмат церковью.

 

Дебют

 

Определение дебюта как подготовительной стадии к борьбе в середине игры. Классификация дебютов. Основные принципы разыгрывания дебютов. Мобилизация фигур. Борьба за центр. Безопасность короля. Значение флангов. Дебютный захват центра с флангов. Подрыв центра. Стратегия идеи основных дебютов: итальянская партия, дебют четырех коней, защита двух коней.

 

Миттельшпиль

 

Понятие о тактике. Основные тактические приемы. Связка, полусвязка, двойной шах, скрытое нападение, вскрытый шах, двойной шах, отвлечение, завлечение. Размен.

 

Эндшпиль

 

Определение эндшпиля. Роль короля в эндшпиле. Активность фигур в эндшпиле. Матование одного короля.

 

Пешечные окончания. Систематизация пешечных окончаний по тематическому содержанию. Основные идеи и технические приемы в пешечных окончаниях: правило квадрата, оппозиция, виды оппозиции, король и пешка против короля, защищенная и отдаленная проходные пешки.

 

 

 

Организационно-методические рекомендации

 

В этом разделе акцентируется внимание на самых важных в организационном отношении вопросах содержания каждой темы программы.

 

    Физическая культура и спорт в России

 

При раскрытии этой темы у юных шахматистов необходимо выработать четкие представления о задачах физического воспитания в России, ознакомить их с важнейшими постановлениями правительства по  вопросам развития физической культуры и спорта в нашей стране и росте достижений советских спортсменов, Единой всероссийской спортивной классификации для развития физической культуры и спорта в России. Необходимо обратить особое внимание на тему «Моральный облик спортсмена», с тем, чтобы сформировать у учащихся взгляд на спортсмена как человека активной жизненной позиции.

 

 

 

 

 

Шахматные правила. Судейство и организация соревнований

 

При изучении этого раздела ставится задача по освоению учащимися в совершенстве положений шахматного кодекса, приобретения или навыков судейства и организации шахматных соревнований. Рассказывая о той или иной теме, тренер-преподаватель должен стремиться давать как можно больше конкретных примеров из практики самих учащихся. Зачет принимают у учащихся судивших минимально одно квалифицированное соревнование.

 

Исторический обзор развития шахмат

 

Этот раздел занимает очень важное место в курсе обучения шахматам в ДЮСШ, изучение истории позволяет овладеть культурным наследием прошлого, проследить эволюцию шахматного творчества, идей и методов борьбы в шахматной партии. Хотя расположение материала дано в хронологическом порядке, необходимо открывать курс истории по каждому году обучения.  Изучаются углубленно,

 

а остальные вопросы шахматной истории освещаются в обзорном очерке схематично – это позволяет давать учащимся знания по конкретным темам и в то же время не прерывать цельности представления об историческом развитии шахмат, как во всем мире, так и в нашей стране.       

 

Дебют

 

При прохождении темы «дебют» следует исходить из того, что в программе конкретные дебюты изучаются в первую очередь для повышения шахматной культуры учащихся. При этом взят за основу концентрический метод – для каждого разряда определяется своя глубина ознакомления с данным дебютом. Часы, отведенные на изучение дебютов, рекомендуется использовать для обзорных лекций по теории дебютов. Дебютное ознакомление с той или иной дебютной системой осуществляется учащимися самостоятельно и на индивидуальных занятиях с тренером. По указанным в программе дебютам в конце года проводятся конкретные зачеты. В то же время в зависимости от индивидуальных взглядов и особенностей учащихся могут изучаться любые другие дебюты, не предусмотренные в программе данного разряда.

 

Миттельшпиль

 

На этот раздел программой отводится наибольшее количество часов. Рекомендуется при изучении раздела помимо материала использовать метод практических упражнений, заключающихся в том, что после изучения конкретного вопроса учащиеся  должны в специально подобранных позициях найти самостоятельно изучаемую идею. При этом надо стремиться к тому, чтобы учащиеся находили решение без передвижения фигур. Можно подобные позиции разыгрывать в парах с ускоренным контролем времени на обдумывание ходов. Следует иметь в виду, что главная задача при подготовке юных шахматистов I разряда – развитие их счетно-тактических способностей и обучение стратегическому мастерству становится основным наиболее трудным этапом подготовки.

 

Эндшпиль

 

Концентрический метод изучения рекомендуется и в этом разделе. Темы, указанные в программе для каждого года обучения являются основными, другие вопросы рассматриваются схематично.

 

На практических занятиях учащиеся применяют полученные знания, развивают волевые качества, трудолюбие, целеустремленность и настойчивость в устранении недостатков. Участие в соревнованиях организуется в соответствии с годовым календарным планом.

 

С учетом специфики вида спорта шахматы определяются следующие особенности спортивной подготовки:

 

комплектование групп спортивной подготовки, а также планирование тренировочных занятий (по объему и интенсивности тренировочных нагрузок разной направленности) осуществляются в соответствии с гендерными и возрастными особенностями развития;

 

в зависимости от условий и организации занятий, а также условий проведения спортивных соревнований, подготовка по виду спорта шахматы осуществляется на

 

основе обязательного соблюдения необходимых мер безопасности в целях сохранения здоровья лиц, проходящих спортивную подготовку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Распределение программного материала

 

Примерный план-график распределения учебных часов для шахматистов этапа начальной подготовки первого года

 

(6 часов в неделю)

 

 

 

Виды подготовки

Месяцы

9

10

11

12

1

2

3

4

5

6

7

8

Теория

42 недели

10 нед.

1

Физическая культура и спорт

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Шахматные правила. Судейство и организация соревнований

 

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Исторический обзор развития шахмат

 

 

 

1

1

1

1

1

1

 

 

 

4

Дебют

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

 

5

Миттельшпиль

4

4

4

4

4

4

4

4

4

2

 

 

6

Эндшпиль

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1

 

 

 

Практика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций

13

13

13

15

14

14

14

13

12

14

14

14

2

Теоретические и судейские семинары, контрольные работы

 

1

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

3

Консультационные партии, конкурсы решения задач

 

 

 

1

 

 

 

 

1

 

4

4

4

Контрольно-переводные нормативы

1

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

5

Общефизическая подготовка

4

4

4

4

4

4

4

4

4

5

6

6

6

Участие в соревнованиях

 

2

 

 

 

 

 

2

 

3

 

 

 

Всего часов:   312

26

28

26

28

26

26

26

28

26

26

24

24

                             

 

 

 

 

 

Рекомендаци по организации психологической подготовке

 

Основное содержание психологической подготовки шахматистов состоит в следующем:

 

·         формирование мотивации к занятиям шахматами;

 

·         развитие личностных качеств;

 

·         совершенствование внимания (интенсивности, устойчивости, переключения), воображения, памяти, что способствует быстрому восприятию информации и принятию решений;

 

·         развитие специфических качеств – развитие комбинационного зрения и позиционного чутья, совершенствование счетных и оценочных способностей, постоянный аналитический анализ;

 

·         формирование межличностных отношений в спортивном коллективе.

 

Психологическая подготовка предусматривает формирование личности спортсмена и межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, психологических функций и психомоторных качеств. Тренеру следует использовать все имеющиеся средства и методы психологического воздействия на шахматистов, необходимые для формирования психически уравновешенной, полноценной, всесторонне развитой личности.

 

В работе со спортсменами устанавливается определенная тенденция в преимуществе тех или иных средств и методов психолого-педагогического воздействия: разъяснение, критика, одобрение, осуждение, внушение. Так, ввводной части тренировочного занятия используются методы словесного и смешанного воздействия, направленные на развитие различных свойств личности, сообщается информация, способствующая развитию интеллекта и психических функций. В подготовительной части – методы развития внимания, сенсомоторики и волевых качеств, в основной части совершенствуются специализированные психические функции и психомоторные качества, эмоциональная устойчивость, способность к самоконтролю, в заключительной части совершенствуется способность к саморегуляции и нервно-психическому восстановлению. Акцент в распределении средств и методов психологической подготовки в решающей степени зависит от психических особенностей шахматистов, задач и направленности тренировочного занятия.

 

Оценка эффективности воспитательной работы и психолого-педагогических воздействий в учебно-тренировочном процессе осуществляется путем педагогических наблюдений, измерений, анализ различных материалов, характеризующих личность шахматиста. Полученные данные сравниваются с исходными показателями и используются для внесения коррективов в учебно-тренировочный процесс и планирования психологической подготовки шахматистов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица самооценки состояния утомления спортсмена-шахматиста

 

Самооценка,

ощущения при развитии утомления

Способы предупреждения и борьбы с утомлением.

 

·         усталость глаз,

·         тяжелая голова;

·         «ватная голова»;

·         болит голова;

·         «туманная голова»,

·         вялость,

·         сонливость;

·         апатия,

·         нежелание играть;

·         раздражительность.

 

 

1.Оценка психофизиологической стоимости каждой партии: знание уровня своей выносливости.

2. Аэробные физические нагрузки, ежедневная гимнастика, применение витаминов.

3. Умение восстанавливаться после игры.

 

·         трудность сосредоточения на игре;

·         появление «посторонних» мыслей, музыкальных мелодий;

·         утрата бдительности;

·         трудность представления позиций и расчета вариантов;

·         при нехватке времени – потеря «шахматного видения» и самоконтроля.

 

 

1. Аутомассаж, релаксационные паузы, умывание лица (головы) холодной водой, прогулки по залу (свежий воздух).

2. Прием глюкозы – сахоросодержащих: конфет, печенья, пряников и др. кондитерских изделий, фруктовых соков и фруктов. Прием тонизирующих напитков: чая, кофе, лимонада.

 

 

 

Анкета-опросник выявления психологического климата

 

в группе учащихся Детской юношеской спортивной  школы  №8

 

 

 

1.Нравятся ли Вам занятия шахматами?

 

Очень

нравятся

Пожалуй,

Нравятся

Занятия мне

безразличны

Пожалуй, не

нравятся

Очень не

Нравятся

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Хотели бы Вы заниматься другим видом спорта?

 

Да

Нет

Не знаю

 

 

 

 

 

 

3.Кто из членов вашего коллектива пользуется наибольшим уважением у товарищей? Назовите одну или две фамилии.

 

2.Некоторое время вы не играли в составе своей шахматной команды; вернулись бы вы в свою команду для дальнейших занятий шахматами?

 

Да

Нет

Не знаю

 

 

 

 

 

 

3.Отметьте, пожалуйста, с каким из приведенных ниже утверждений

 

вы больше всего согласны?

 

Большинство членов нашей группы – хорошие, симпатичные люди

 

В нашей группе есть всякие люди

                                      

Большинство членов нашей группы – люди малоприятные

 

 

 

 

4.Считаете ли вы, что было бы хорошо, если бы члены вашей

 

группы жили близко друг от друга?

 

Нет,

конечно

Скорее нет,

чем да

Не знаю, не

задумывался

над этим

Скорее да,

чем нет

Да, конечно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Обратите внимание на приведенную ниже шкалу. Цифра 1 характеризует коллектив, который вам очень нравится, а 9 – коллектив, который вам очень не нравится. В какую клетку вы поместили бы коллектив своей группы?

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Как вам кажется, могли бы вы дать достаточно полную характеристику деловых и личных качеств большинства членов коллектива группы?

 

Качества

Да

Пожалуй,

да

Не знаю, не задумывался

над этим

Пожалуй,

нет

Нет

А. Деловые качества большинства

членов коллектива

 

 

 

 

 

Б. Личные качества большинства

членов коллектива

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Если бы у вас возникла возможность провести отпуск с членами вашего команды, то как бы вы к этому отнеслись?

 

Это бы меня

вполне устроило

Не знаю, не

задумывался над этим

Это бы меня

совершенно не устроило

 

 

 

 

 

 

8.Могли бы вы с достаточной уверенностью сказать о большинстве членов вашего коллектива, с кем они охотно общаются по вопросам организации и проведения шахматных соревнований?

 

Нет, не мог бы

 

Не могу сказать, не задумывался

Да, мог бы

 

 

 

 

 

 

 

9.Какая атмосфера преобладает обычно в вашем коллективе? На приведенной ниже шкале цифра 1 соответствует нездоровой, нетоварищеской атмосфере, а 9 – наоборот атмосфере взаимопонимания, взаимного уважения. В какую клетку вы поместили бы свой коллектив?

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Как вы думаете, если бы вы по каким – либо причинам ушли из своей спортивной секции, стремились бы вы встречаться с членами своего коллектива?

 

Нет,

конечно

Скорее нет,

чем да

Не знаю, не

задумывался

над этим

Скорее да,

чем нет

Да, конечно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. Укажите, пожалуйста, в какой степени вы удовлетворены различными условиями своей спортивной шахматной деятельности?

 

Условия

Полностью

удовлет

ворен

Пожалуй,

удовлет

ворен

Трудно сказать

 

Пожалуй, не

удовлетворен

Полностью не

Удовлетворен

Состояние теорети-

ческой шахматной

подготовки

 

 

 

 

 

График проведения турниров

Состояние

психологич.

Подготовки

Отношения с тренером

Возможность проявить себя в игре на

первых досках

 

 

 

 

 

 

 

 

12. Насколько хорошо, по вашему мнению, организована подготовка к соревнованиям по шахматам?

 

По-моему наша подготовка организована очень хорошо

 

 

В общем неплохо, хотя есть возможность улучшения

 

Трудно сказать

 

Работа организована неудовлетворительно, много времени расходуется впустую

 

По-моему, работа организована очень плохо

 

 

 

 

13. Ваш пол

 

М

Ж

 

 

 

 

 

14. Возраст______________ лет

 

15. Класс

 

16. Стаж занятий шахматами.

 

 

 

 

 

Планы применения восстановительных средств и мероприятий

 

Для восстановления работоспособности учащихся спортивных школ необходимо использовать широкий круг средств и мероприятий (педагогических, гигиенических, психологических и медико-биологических) с учетом возраста, спортивного стажа, квалификации и индивидуальных особенностей спортсменов.

 

Возросший объем и интенсивность тренировочного процесса в современных условиях вызывают необходимость в планировании и проведении эффективных мероприятий по обеспечению ускорения восстановительных процессов в организме спортсмена с целью повышения его работоспособности, предупреждения перенапряжений и других нарушений в состоянии здоровья. Восстановительные мероприятия должны рассматриваться как неотъемлемая часть тренировочного процесса.

 

Средства и методы восстановления подразделяются на следующие группы:

 

1) естественные и гигиенические;

 

2) педагогические;

 

3) медико-биологические;

 

4) психологические.

 

Каждое средство восстановления является многофункциональным. Совокупное их использование должно составлять единую систему методов восстановления. Причем если на уровне высшего спортивного мастерства необходим как можно более полный комплекс этих средств, более полное представительство из разных групп с увеличением доли медико-биологических средств, то для начинающих спортсменов требуется минимальное количество медико-биологических средств с относительным увеличением доли естественных, гигиенических и педагогических факторов.

 

Основным критерием выбора конкретных восстановительных средств является индивидуальная реакция спортсменов на процедуры. Восстановительные процедуры осуществляются преимущественно после занятий и в дни отдыха.

 

Объем восстановительных средств в месячных и годичных циклах определяется в соответствии с особенностями подготовки. В подготовительном и переходном периодах увеличивается доля естественных и гигиенических средств восстановления. В соревновательном периоде возрастает объем медико-биологических и психологических средств. Таким образом, планирование объема восстановительных мероприятий имеет те же принципы, что и планирование тренировочных нагрузок, т.е. систематичность, вариативность, учет индивидуальных особенностей организма спортсмена.

 

При организации восстановительных мероприятий следует учитывать субъективные и объективные признаки утомления, недовосстановления.

 

Субъективно шахматист не желает выполнять задания, проявляются вялость, апатия, иногда раздражительность, возможны плохой аппетит и сон, нарушение психической деятельности.

 

Объективные симптомы – снижение работоспособности, изменения в деятельности сердечно-сосудистой системы, нервно-мышечного аппарата, биохимических показателей биологических жидкостей (кровь, моча, слюна). В таком состоянии тренировки с повышенными нагрузками должны быть прекращены и должен быть проведен комплекс мероприятий по восстановлению организма спортсмена.

 

Естественные и гигиенические средства восстановления

 

К данным средствам восстановления относятся:

 

1) рациональный режим дня;

 

2) правильное, т.е. рациональное калорийное и сбалансированное питание;

 

3) естественные факторы природы.

 

Режим дня следует составлять с учетом правильной смены различных видов деятельности, дифференцированного подхода к разным группам занимающихся (в зависимости от возраста, закономерностей восстановления организма) и имеющихся условий. При этом должна быть соблюдена рациональная организация учебных и тренировочных занятий, активного и пассивного отдыха, питания, специальных профилактически-восстановительных мероприятий, свободного времени.

 

Организация питания. Основными формами питания являются завтрак, обед и ужин, однако, с точки зрения восстановительных процессов, под средствами питания понимается не обычное питание, а его составление с учетом специфики и характера как вообще шахматного спорта, так и непосредственно характера тренировочных нагрузок.

 

Питание спортсмена должно быть подчинено определенному режиму. Пища должна быть не только калорийной, но и разнообразной, с включением растительных жиров.

 

Использование естественных факторов природы. Велико значение использования естественных и гигиенических факторов. Это солнечные и воздушные ванны, купание, закаливание, прогулки в лесу, в горах – факторы, встречающиеся на определенном пространстве и действующие на нервную систему как тонизирующие раздражители. В науке их называют хорологическими факторами.

 

Экскурсии, выезды на лоно природы должны рассматриваться как обязательная часть не только учебно-воспитательной работы, но и восстановительных мероприятий. Использование естественных средств восстановления также должно проводиться на основе четкого плана, увязанного с планом всей подготовки

 

Педагогические средства восстановления.Под педагогическими средствами восстановления подразумевается организация учебно-тренировочного процесса, включающая активный отдых, а именно:

 

а) рациональное планирование тренировки, т.е. соответствие нагрузок функциональных возможностям организма спортсмена, рациональное сочетание общих и специальных средств тренировки, оптимальное построение тренировочных микро- и макроциклов, волнообразность нагрузки и отдыха, их оптимальное сочетание, широкое использование различных форм активного отдыха, различных видов переключения от одного вида работы к другому, введение специальных восстановительных циклов;

 

б) правильное построение отдельного тренировочного занятия с использованием необходимых вспомогательных средств для снятия утомления в соответствии с суточным стереотипом: полноценная подготовительная и заключительная части занятия, правильный подбор мест занятий, введение специальных упражнений для активного отдыха и расслабления, создание положительного эмоционального фона. Педагогические средства – основные, поскольку нерациональное планирование тренировочных нагрузок нивелирует воздействие любых естественных, медико-биологических и психологических средств. Педагогические средства должны обеспечивать эффективное восстановление за счет рациональной организации всего процесса подготовки.

 

Большое значение как средство активного отдыха и средство повышения функциональных возможностей организма шахматиста имеет общефизическая подготовка.

 

Общефизическая подготовка способствует ускорению восстановительных процессов в организме спортсмена, расширяет функциональные возможности организма и позволяет выдерживать более высокие умственные и психические нагрузки. Среди средств общефизической подготовки очень важны бег, ходьба на лыжах, бег на коньках, которые расширяют возможности сердечно-сосудистой и дыхательной системы, прыжковые упражнения и силовые локальные упражнения для отдельных групп мышц.

 

Медико-биологические средства восстановления

 

К данным средствам и методам восстановления относятся:

 

1) специальное питание и витаминизация;

 

2) фармакологические;

 

3) физиотерапевтические;

 

4) бальнеологические.

 

Среди медико-биологических средств, используемых в шахматах, большую значимость имеет специально подобранное питание, а также витамины.

 

Применение фармакологических средств, стимулирующих умственную деятельность, планирование их применения, следует осуществлять у спортсменов с уровнем квалификации не ниже мастера спорта и под руководством врача.

 

Практическое использование физиотерапевтических и бальнеологических средств, при всей их эффективности, не имеет должного распространения.

 

Психологические средства восстановления

 

В данной группе выделяются собственно психологические, психолого-биологические и психотерапевтические средства, к которым относятся многообразные средства восстановления: от психорегулирующих, аутогенных тренировок, индивидуальной работы с психологом до простых отвлекающих приемов. С каждым годом психологические средства восстановления приобретают все большее значение в шахматах. С помощью этих средств снижается уровень нервно-психологического напряжения и уменьшается умственное утомление.

 

В целом особое внимание следует обращать на четкую организацию и планирование восстановительных мероприятий. Главное участие в этом, кроме тренера, должен принимать спортивный врач. Необходимо, чтобы и шахматисты представляли себе значение восстановительных факторов и умели использовать весь арсенал естественных и гигиенических средств в домашних условиях.

 

Планы инструкторской и судейской практики

 

         Одной из задач спортивной школы является подготовка учащихся к роли помощника тренера, инструктора и участие в организации и проведении соревнований в качестве судьи.

 

Решение этих задач целесообразно начинать на учебно-тренировочном этапе и продолжать тренерско-судейскую практику на следующих этапах подготовки.

 

Занятия следует проводить в форме бесед, семинаров, практических занятий, самостоятельного изучения литературы по шахматам.

 

Учащиеся должны овладеть принятой в виде спорта терминологией, основными методами построения учебно-тренировочного занятия, навыками дежурного по группе (подготовка место занятий, получение и сдача инвентаря).

 

Во время проведения занятий необходимо развивать способность учащихся наблюдать за выполнением упражнений другими учениками, находить ошибки и исправлять их.

 

Привитие судейских навыков осуществляется путем изучения правил соревнований, привлечения учащихся к непосредственному выполнению отдельных судейских обязанностей в своей и других группах, ведения протоколов соревнований.

 

Во время обучения на учебно-тренировочном этапе необходимо шахматистов самостоятельному ведению дневника: вести учет учебно-тренировочных занятий с тематикой, заданий и поставленных задач, шахматных партий, регистрировать результаты выступления на соревнованиях, делать их анализ.

 

Учащиеся этапа спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства должны уметь самостоятельно составлять конспект учебно-тренировочного занятия и проводит занятие в группе начальной подготовки, принимать участие в судействе соревнований по шахматам в школьных соревнованиях и соревнованиях городского уровня в качестве ассистента, судьи, секретаря.

 

Для этапа спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства итоговым результатом является выполнение требований на присвоение звания инструктора по спорту и судейского звания - судьи по спорту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ЗАЧЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

 

 

 

Требования к результатам реализации Программы спортивной подготовки на каждом из этапов спортивной подготовки

 

Результатом реализации Программы является:

 

На этапе начальной подготовки:

 

·         формирование устойчивого интереса к занятиям спортом;

 

·          формирование широкого круга двигательных умений и навыков;

 

·          освоение основ техники по виду спорта шахматы;

 

·          всестороннее гармоничное развитие физических качеств;

 

·          укрепление здоровья спортсменов;

 

·          отбор перспективных юных спортсменов для дальнейших занятий по виду спорта шахматы.

 

Для обеспечения этапов спортивной подготовки организации, осуществляющие спортивную подготовку, используют систему спортивного отбора, представляющую собой целевой поиск и определение состава перспективных спортсменов для достижения высоких спортивных результатов.

 

Система спортивного отбора включает:

 

а) массовый просмотр и тестирование юношей и девушек с целью ориентирования их на занятия спортом;

 

б) отбор перспективных юных спортсменов для комплектования групп спортивной подготовки по виду спорта шахматы;

 

в) просмотр и отбор перспективных юных спортсменов на тренировочных сборах и соревнованиях.

 

 

 

Критерии подготовки на каждом этапе спортивной подготовки в виде спорта шахматы. Контрольно-переводные нормативы.

 

Этап начальной подготовки 1 года обучения

 

Физическая культура и спорт в России.

 

Понятие о физической культуре.

 

Шахматные правила в России. Судейство и организация соревнований.

 

Правила шахматной игры. Первоначальные понятия. Нотация. Турнирная дисциплина, правило «тронул - ходи», требование записи турнирной партии.

 

Исторический обзор развития шахмат.

 

Шахматы в культуре стран Арабского Халифата. Проникновение шахмат в Европу. Реформа шахмат. Шахматные трактаты. Запрет шахмат церковью.

 

Дебют.

 

Классификация дебютов. Значение флангов в дебюте. Захват центра с флангов. Прорыв центра. Гамбиты. Стратегические идеи:итальянской партии, дебюта 4-х коней, защиты

 

2-х коней.

 

Понятие о тактике. Основные тактические приемы. Связка, полусвязка, двойной шах, скрытое нападение, вскрытый шах, двойной шах, отвлечение, завлечение. Размен.

 

Эндшпиль.

 

Пешечные окончания. Король и пешка против короля и пешки. Король и пешка против короля и двух пешек. Отдаленная проходная пешка. Пешечный прорыв.

 

Общефизическая подготовка.

 

Нормативные требования для перевода в группу начальной подготовки 2 года обучения.

 

1. Знать основы шахматных правил, уметь записывать партию. Определять цвет полей шахматной доски по названным координатам «вслепую».

 

2. Знать историю вопроса о происхождении шахмат и распространения их на Востоке.

 

3. Показать знания простейших дебютных принципов.

 

4. Уметь определять названия и идеи основных тактических приемов.

 

5. Владеть простейшими принципами реализации материального преимущества.

 

6. Уметь ставить мат одинокому королю: двумя ладьями, ферзем, ладьей.

 

7. Участвовать в квалификационных турнирах.

 

8.  Общефизическая подготовка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

 

 

 

Список использованной литературы при разработке Программы

 

 

 

1. Авербах Ю.Л. Шахматы: методическое пособие. – М., Знание, 1990.

 

2. Алаторцев В.А. Вопросы методики тренировки шахматистов старших разрядов. – М.: ЦНИИФК, 1962.

 

3. Алексеев Н.Г., Злотник Б.А. Проблемы отбора перспективных юных шахматистов. - М.: ГЦОЛИФК, 1984.

 

4. Ботвинник М.М. Методы подготовки шахматиста / В кн. Теория и практика шахматной игры: Учеб.пособ. / Под ред. Я.Б. Эстрина. – М.: Высш. школа, 1981.

 

5. Гик Е.Я. Компьютерные шахматы: эра новых чемпионов. – М: ФАИР, 1997.

 

6. Голенищев В.Е. Подготовка юных шахматистов: программа для II разряда. - М.: Сов. Россия, 1980.

 

7. Голенищев В.Е. Программа подготовки юных шахматистов IV и III разрядов» ВШК. - М., 1969.

 

8. Дворецкий М.И. Методика работы тренера с шахматистами высших разрядов // В кн.: Шахматы: наука, опыт, мастерство. – М: Высшая школа, 1990.

 

9. Дворецкий М.И., Юсупов А.М. Методы шахматного обучения. – Харьков: ФОЛИО, 1997.

 

10. Зак В.Г. Шахматы. Программа для детских спортивных школ по подготовке шахматистов IV и III разрядов. ЦШК. - М., 1959.

 

11. Злотник Б.А. Шахматы: наука, опыт, мастерство. – М.: Высшая школа, 1990.

 

12. Злотник Б.А. Диагностика спортивного мастерства шахматистов // В кн.: Шахматы: наука, опыт, мастерство. – М: Высшая школа, 1990.

 

13. Злотник Б.А. Комплекс диагностических методик по шахматам. – М., 1989.

 

14. Костьев А.Н. Программа «Шахматы для детско-юношеских спортивных школ, специализированных школ Олимпийского резерва и школ ВСМ» утверждена Комитетом по физкультуре и спорту при Совете Министров СССР в 1978 году.

 

15. Крогиус Н.В. Психологическая подготовка шахматиста. – М: Физкультура и спорт, 1975.

 

16. Малкин В.Б. Проблемы психологической подготовки шахматиста. - М.: ГЦОЛИФК, 2001.

 

17. Малкин В.Б. Медико-биологические проблемы шахмат // В кн.: Шахматы: наука, опыт, мастерство. – М: Высшая школа, 1990.

 

18. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и сиcтемы подготовки спортсменов – Киев, Олимпийская литература, 1999.

 

19. Нейштадт Я.И. Шахматный практикум. – М.: ФиС, 1980.

 

20. Теория и практика шахматной игры: Науч.-метод, и практ. пособие / Под ред. Я.Б. Эстрина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 1984.

 

21. Проект Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта шахматы, разработанный ФГБУФНЦ ВНИИФК на основании Приказа Минспорта

 

России от 24 декабря 2012 г. № 513 «Об утверждении Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральный научный центр физической культуры и спорта» государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», а также на основании Федерального закона от 14.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

 

22. Чехов В., Архипов С., Комляков В. Программа подготовки шахматистов IV-II разрядов. – М., 2007.

 

23. Шахматы как предмет обучения и вид соревновательной деятельности / Под общ.ред. Н.А. Алексеева. - М.: ГЦОЛИФК, 2006.

 

 

 

Рекомендуемая литература для учащихся спортивных школ,

 

спортсменов-шахматистов и тренеров

 

 

 

1. Авербах Ю.Л. Школа середины игры. - М., Терра-Спорт, 2000.

 

2. Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в шахматное королевство. – М., 1988.

 

3. Авербах Ю.Л. Школа эндшпиля. - М.: Терра-спорт, 2003.

 

4. Блох М.В. Комбинационные мотивы. – М.: ДАЙВ, 2006.

 

5. Блох М. Комбинационное искусство. – М., 1993.

 

6. Гик Е.Я. Компьютерные шахматы: эра новых чемпионов. – М: ФАИР, 1997.

 

7. Гик Е.Я. Необычные шахматы. – М.: АСТРЕЛЬ: АСТ., 2002.

 

8. Бологан В.А. Самооценка игрового состояния шахматиста // Шахматы в России, №2, 1996. С. 42-43.

 

9. Бологан В.А. О психологической подготовленности шахматиста // «64 Шахматное обозрение», №2, 1996. С.34-36.

 

10. Бондаревский И.З. Комбинация в миттельшпиле. - М.: ФиС, 1960.

 

11. Бондаревский И.З. Атака на короля. - М.: ФиС, 1962.

 

12. Ботвинник М.М. Методы подготовки к соревнованиям. – М.: Фонд "Михаил Ботвинник", 1996.

 

13. Ботвинник М.М. Турнирный режим / В кн.: Шахматы: наука, опыт, мастерство. – М.: Высшая школа, 1990.

 

14. Ботвинник И.Ю. Система подготовки шахматиста к соревнованиям / В уч. пособ. для ВШТ ГЦОЛИФК: Шахматы как предмет обучения и вид соревновательной деятельности. – М.:1986. – С.37-45.

 

15. Волчек А.С. Методы шахматной борьбы. - М.: ФиС, 1986.

 

16. Дворецкий М.И. Методика работы тренера с шахматистами высших разрядов // В кн.: Шахматы: наука, опыт, мастерство. – М: Высшая школа, 1990.

 

17. Дворецкий М.И. Искусство анализа /Предисл. Г.К. Каспаров. – М.: ФиС, 1989.

 

18. Дворецкий М.И. Как изучать эндшпиль // В кн.: Шахматы: наука, опыт, мастерство. – М: Высшая школа, 1990.

 

19. Дворецкий М.И., Юсупов A.M. Школа будущих чемпионов. – М.: ФиС, 1991.

 

20. Дорофеева А.Г. Хочу учиться шахматам! – М.: RussianChessHouse, 2009.

 

21. Гончаров В.И. Очерки по шахматной педагогике. – Набережные Челны, 2002.

 

22. Горенштейн Р.Я. Книга юного шахматиста. – М.: АОЗТ "Фердинанд", 1993.

 

23. Журавлев Н.И. Шаг за шагом. – М.: Русский шахматный дом, 2012.

 

24. Злотник Б.А. Диагностика спортивного мастерства шахматистов // В кн.: Шахматы: наука, опыт, мастерство. – М: Высшая школа, 1990.

 

25. Злотник Б.А. Комплекс диагностических методик по шахматам. – М., 1989.

 

26. Злотник Б.А. Шахматы: наука, опыт, мастерство. – М.: Высшая школа, 1990.

 

27. Злотник Б.А. Типовые позиции миттельшпиля. - М.: ФиС, 1986.

 

28. Ильин-Женевский А.Ф. От чего зависит шахматный успех // Шахматный бюллетень, 1988, №2, С.18-21.

 

29. Ильин-Женевский А.Ф. Психология шахматной ошибки // Шахматный бюллетень, 1967, №9, С.267-269.

 

30. Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. – М.: ТЕРРА – СПОРТ, 2001.

 

31. Карпов А.Е. 100 победных партий. – М.: ФиС, 1984.

 

32. Карпов А.Е. Все о шахматах. – М.: ГРАНД ФАИР ПРЕСС, 2001.

 

33. Карпов А.Е. О, шахматы!: Двадцать бесед о любимой игре. - М.: ФАИР, 1997.

 

34. Карпов А.Е., Гик Е.Я. Неисчерпаемые шахматы. – М.: Изд-во МГУ, 1984.

 

35. Каспаров Г.К. Два матча. – М.: ФиС, 1987.

 

36. Каспаров Г.К. Безлимитный поединок. – М., 1989.

 

37. Котов А.А. Тайны мышления шахматиста. – М.: Всерос. шахм. клуб, 1970.

 

38. Котов А.А. Как стать гроссмейстером. – М.: ФиС, 1985.

 

39. Котов АА. Тайны мышления шахматиста. – М.: Всерос. Шахм. клуб, 1970.

 

40. Крогиус Н.В. Психологическая подготовка шахматиста. - М.: ФиС, 1975.

 

41. Крогиус Н.В. Психология шахматного творчества. – М.: Физкультура и спорт, 1981. – 183 с.

 

42. Ласкер Эм. Учебник шахматной игры: Пер. с нем./ Под ред. и с комментариями Я.И. Нейштадта и с предисловием М.М.Ботвинника. – 6-е изд. – М.: Физкультура и спорт, 1980.

 

43. Ларсен Б. 50 избранных партий. – М.: ФиС, 1972.

 

44. Липницкий И.О. Проблемы современной шахматной теории. – Киев: Госмедиздат УССР, 1956.

 

45. Малкин В.Б. Заметки о мышлении шахматиста // Шахматы, №№ 22-23, 1981. С.6-7, С.12-13.

 

46. Малкин В.Б. Психология побед и поражений // «64 Шахматное обозрение», 1970, №37.

 

47. Малкин В.Б. Мышление шахматиста. - М.: ГЦОЛИФК, 1983.

 

48. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и сиcтемы подготовки спортсменов – Киев, Олимпийская литература, 1999.

 

49. Методы подготовки и организация обучения и соревнований юных шахматистов // Труды первой российской конференции тренеров и организаторов детско – юношеских шахмат Дагомыс– 2003. – Набережные Челны, изд. “Sundries LTD”, 2003.

 

50. Нейштадт Я.И. Шахматный практикум. – М.: ФиС, 1980.

 

51. Нимцович А. Моя система. – М., 1974.

 

52. Никитин А.С. С Каспаровым, ход за ходом, год за годом. – М.: изд-во “64”, 1998.

 

53. Панов В.Н. 300 избранных партий Алехина. – М.: ФиС, 1954.

 

54. Петросян Т.В. Позиционная жертва качества // В кн.: Шахматы: наука, опыт, мастерство. – М: Высшая школа, 1990.

 

55. Петросян Т. В. Стратегия надежности. – М.: ФиС, 1985.

 

56. Смыслов В.В. В поисках гармонии. – М.: Физкультура и спорт, 1979.

 

57. Спортивная метрология / Под редакцией В. М. Зациорского. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – 256 с.

 

58. Суэтин А.С. Школа дебюта. - М.: Терра-спорт, Олимпия Пресс, 2001.

 

59. Таль М.Н., Дамский Я.В. В огонь атаки. – М.: ФиС, 1978.

 

60. Таль М.Н. «Знание? Интуиция? Риск?» // В кн.: Шахматы: наука, опыт, мастерство. – М: Высшая школа, 1990.

 

61. Таль М.Н. Матч Ботвинник – Таль. – Рига, 1961.

 

62. Тартаковер С. О здоровье шахматиста // Шахматное обозрение, 1983, №6.

 

63. Фишер Р. Десять величайших мастеров истории шахмат // В кн.: Шахматы: наука, опыт, мастерство. – М: Высшая школа, 1990.

 

64. Фишер Р. Мои 60 памятных партий. – М.: ФиС, 1972.

 

 

 

Примерный перечень Интернет ресурсов, необходимый для тренеров-преподавателей по шахматам и обучающихся.

 

Официальные сайты

 

Международная шахматная федерация - ФИДЕ

 

Международная федерация заочных шахмат ИКЧФ

 

Российская шахматная федерация

 

Федеральное агентство по физической культуре и спорту

 

Региональные шахматные федерации

 

Федерация шахмат Сибирского федерального округа

 

Федерация шахмат Бурятии -  Chessrb.ru

Cоюз шахматистов Бурятии – Shatarchess.ru

 

Российские игровые сайты

 

Шахматная планета

 

Bereg

 

Webchess

 

Сhess-land

 

Российские Интернет-СМИ

 

"64-Шахматное обозрение"

 

ChessPro

 

Crestbook

 

Электронный журнал "Шахматный Петербург" (e3e5.com)

 

Российские шахматы

 

Шахматный портал

 

ChessOK

 

Шахматные разделы в спортивных Интернет-СМИ

 

ТК СПОРТ - Sportbox